Неоправданные ожидания.

В Алматы стоял теплый зимний день. Был выходной, и Ержан с покупками для семьи не торопясь возвращался из ЦУМа. В советское время в каждом крупном городе, к коим относились и столица союзной республики - Алма-Ата, самый большой многопрофильный магазин назывался Центральный Универсальный Магазин или просто ЦУМ, по распространенной в те времена моде на аббревиатуры. В еще более крупных городах, таких как Москва или Ташкент, вдобавок к ЦУМ-у был также ГУМ - Государственный Универсальный Магазин, но в советской Алма-Ате его не было. 
Конечно же, флагман советской торговли должен был по негласному правилу располагаться на одной из центральных улиц, которой и сейчас и в те времена, являлась улица имени Максима Горького.  После обретения независимости улица была переименована в проспект Жибек жолы, что в переводе означает "Шелковый путь". Но никогда эта великая торговая артерия не проходила, ни через древнее поселение, ни через Форт Верный, как раньше назывался город Алматы, нынешняя южная столица суверенного Казахстана. 
В народе закрытый для транспорта проспект Жибек жолы называют Арбатом, по аналогии с известной московской пешеходной улицей. Алматинский Арбат, также как и его московский собрат,  является излюбленным местом прогулок горожан и гостей города. Помимо пенсионеров, мирно играющих в домино и шахматы, Арбат облюбовали всякого рода представители творческих профессий:  музыканты, мимы, художники, которые развлекают праздную публику наглядной демонстрацией своих умений и талантов.
Например, за небольшую плату местные художники могут тут же набросать дружеский шарж или написать карандашом портрет. Пару недель назад Ержан, прогуливаясь с сыном, подсел к одному из них, который буквально за полчаса написал изумительный совместный портрет отца с сыном. Проходя по Арбату, он часто видел этого талантливого мастера, а сегодня Ержан остановился возле него, с намерением еще раз его поблагодарить. К его удивлению, художник не только узнал Ержана, но и вспомнил его сына, коренастого мальчугана с обаятельными ямочками на щеках. Они разговорились. Ержану было интересно расспросить о судьбе этого уже немолодого, но не утратившего юношеского задора, человека. А мастер, которого звали Мейрамбек-ага, был не против скоротать долгий вечер за приятной беседой, погрузившись в приятные воспоминания молодости.
Оказалось, что он является одноклассником известного не только в Казахстане, но и за рубежом, признанного мэтра, за плечами у которого множество выставок, как персональных, так и вкупе с другими художниками. Старик рассказал, что в бытность их совместной учебы он часто помогал и направлял своего товарища. Делился своими идеями с ним, и не только потому, что их у него было огромное множество, но и потому, что искренне хотел помочь своему менее одаренному товарищу получше закончить  Художественную школу. Про самого Мейрамбека учителя в один голос говорили, что его ждет большое будущее, и его талант со временем принесет плоды. Родители очень гордились своим сыном и возлагали на него большие надежды.
- В Художественной Академии вы тоже учились вместе? - спросил Ержан.
- Нет, он учился один, - последовал ответ.
- А Вы, Мейрмабек-ага?
- А я не поступил.
- Как же так получилось?
- Когда я готовился к экзаменам, надо мной висел камень, нет даже не камень, бетонная плита возложенных на меня надежд. Родители очень верили в меня, а я очень боялся их подвести, не оправдать их ожидания. Это мешало мне готовиться, и экзамен я завалил, допустив досадную ошибку, непростительную даже для начинающего.
- То есть это родители виноваты, что чересчур в вас верили.
- Нет, конечно, мои родители хорошие люди, и я всегда хотел быть похожим на них. Но это я сам не смог справиться со своим страхом. Страхом, что подведу их.
Старик замолчал, погрузившись в мысли, и Ержан уже засобирался уходить.
- А ты смотрел один голливудский сериал, не помню, как называется, там еще разбивается большой самолет? А выжившие люди попадают на необитаемый остров и никак не могут с него выбраться? - неожиданно спросил Мейрамбек-ага.
- Ну, да, конечно, смотрел. Этот сериал называется "Lost" или "Остаться в живых".
- Там один доктор, Жек кажется, попадает в трудную ситуацию и говорит фразу, которую мне не хватало, когда я готовился к экзаменам.
- Какую же? - заинтересовался молодой человек.
- Будучи молодым врачом, он делал операцию шестнадцатилетней девушке и сделал неловкое движение, после которого стала вытекать какая-то там важная жидкость. Он испугался, но ему нужно было продолжать начатое, а страх был безумный. И тогда он принял решение поддаться страху, но только на пять секунд и все. За эти пять секунд страх овладел им полностью, но после покинул его навсегда, и доктор успешно закончил операцию. Я, к сожалению, не признал и не договорился со своим страхом, и он сковал меня, мой мозг, мою душу, мое тело.
Ержан призадумался, но потом улыбнулся про себя, представив, как этот седовласый аксакал смотрит американский навороченный сериал с чуждыми казахскому слуху именами. Вернувшись домой, он еще раз пересмотрел этот фрагмент, а покопавшись в недрах памяти, нашел и в своей биографии парочку, может быть не столь существенных, но похожих моментов, когда он не смог договориться со своими страхами.

© Кубаков Ержан, февраль 2013.
Перепечатка запрещена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий