Бодрум, Турция, 2008

Перелет длился около шести часов, это был чартерный рейс турецких авиалиний. Рано утром, с небольшой задержкой мы вылетели из Алматы, и часов в двенадцать по местному времени были уже в аэропорту Милас, где нас встретила гид Женя и рассадила по автобусам. Минут сорок в самую жару мы ехали до отеля, кондиционер в автобусе работал из рук вон плохо, и мы взмыленные прибыли в отель. Отель назывался WOW Bodrum Resort, 5 звезд. Из надписей стало понятно, что WOW это аббревиатура: world of wonders. Получив номера с видом на море за небольшие чаевые на ресепшене, мы отправились на обед. На территории отеля находилось пять ресторанов, один назывался Амадеус, и выполнял роль столовой, в нем накрывали шведский стол на завтраки, обеды и ужины. В отзывах о Турции зачастую туристы жаловались на плохое питание, но в нашем отеле кормили вкусно и разнообразно, в наличии даже был салат оливье, который подавался под названием "русский салат". Отдельно были диетические блюда. Остальные четыре ресторана позиционировались как вечерние рестораны, места в которых нужно было резервировать с утра. За время отдыха мы заказали два из них: средиземноморский и турецкий. В средиземноморском ресторане было морское меню, и представляло собой завернутые в целлофан две рыбины на тарелке. Клиент должен был выбрать одну из них, которую ему пожарят. Не помню, как они назывались, но на вкус они были одинаковы. В средиземноморском и турецком ресторанах, и, я подозреваю, в остальных тоже, выбор блюд был совсем невелик по сравнению с Амадеусом.
Сам отель был достаточно большой и располагался на холме, один склон которого спускался к Эгейскому морю. Море было прохладное, соленное и прозрачное. Возле берега стайками плавали непуганые рыбки, в поисках пищи. Дно было частично каменистое, частично песчаное, но песок был крупный и больше походил на мелкую гальку. В некоторых местах в воде и на пляже присутствовал мусор. Номера располагались в двух-трех этажных небольших коттеджах, выстроенных в несколько ярусов вдоль береговой линии. Как упоминалось выше, наш номер располагался на первой линии и с балкончика открывался удивительный вид на залив и местечко Гюмбет. Сам номер (у нас был double) был маленький, и в нем едва размещались две кровати. В номере был сейф, телевизор с тремя-четырьмя российскими каналами, встроенный шкаф с неснимаемыми плечиками, кресло и маленький столик. В ванной комнате были непосредственно ванна, фен и минимум туалетных принадлежностей. Не было ни зубной пасты, ни одноразовой бритвы, не говоря уже о халатах и тапочках. Убирались в номере и меняли полотенца ежедневно. В стоимость номера входил мини-бар, включающий в себя воду, соки, пиво и молоко, который тоже пополнялся ежедневно.
На следующий после приезда день была обзорная экскурсия по Бодруму. Бодрум кем-то там официально был признан историческим местом, и в нем было запрещено строить дома выше двух этажей и цветом, темнее бежевого, и поэтому местные поселки представляли из себя разбросанные по холмам белые квадратные домики. Были у Бодрума и реставрированные остатки колизея, в которых проходили выступления турецких звезд. Были в Бодруме и массивные полуразрушенные остатки городских ворот, через которые по преданию в Халикарнас вошел Александр Македонский. Вошел и разрушил Халикарнас за то, что защитники города уж слишком рьяно его защищали. Уже после на руинах Халикарнаса построили город, который стал называться Бодрумом. Также есть дискотека "Халикарнас", позиционирующая как самый большой ночной клуб под открытым небом. А на самом деле обыкновенный отстой с надменными охранниками, подленькими барменами и древней музыкой. Раз уж речь зашла о дискотеках, то мы побывали еще на одной - "Катамаран", представляющий собой стилизованный паром с танцполом, барами и выступлениями трансвеститов, который около часа ночи отплывает в море и возвращается обратно на берег к пяти утра. Здесь было поинтересней, и музыка была повеселей. И как только какая-нибудь девушка выходила танцевать, ее тут же облепляла стая разнаряженных турков.
В Турции мы отдали предпочтение развлекательным экскурсиям, в противовес познавательным. Хотя в Бодруме много исторических мест. Например, здесь находилось одно из семи чудес света - гробница царя Мавзола. Уже затем словом "мавзолей" стали называть любое монументальное захоронение известного человека. Позже Халикарнаский мавзолей был разобран христианскими рыцарями для строительства крепости Святого Петра. Но в памятных местах и музеях мы не были, а побывали зато в местном аквапарке, затем наша мужская половина сплавлялась по горной речке Даламан, а женская половина в это время плавала с дельфинами. И в конце отдыха мы все вместе отправились в морское путешествии на яхте. Надо отметить, что из Турции есть экскурсия в Израиль. Можно посетить святые места без проставления визы в паспорте, что не создаст препятствий потом при посещении арабских стран.
В аквапарке взрослые превращались в детей, а дети визжали от восторга. Отдыхающие загарали и купались в бассейне с чистой синей водой, и в бассейне с искусственной морской волной. Аквапарк располагался на склоне холма, с вершины которого вниз спускались замысловатые горки с вертикальными и горизонтальными изгибами, переплетенные в косички. Спускаться с них было и весело, и, в некоторых случаях, боязно. Для детей и взрослых это была масса удовольствий и впечатлений. На одних горках спускались по одному, на других – по двое, трое или четверо. Небольшие очереди не омрачали общего веселья. На одних горках спускались на пятой точке, на других – на резиновых кругах или лодках. Чтобы прокатиться хотя бы раз на каждом из аттракционов нужно будет потратить целый день, т.к. их большое количество, некоторые работают до обеда, а другие – после обеда. Перекусить можно тут же на территории аквапарка в кафе быстрого питания. Оплата в них производиться по пластиковым картам, выдаваемых на входе вместе с билетом. На эту карту посетителем ложится некоторая сумма, которая затем снимается при оплате за еду в терминалах кафе, остаток с карточки возвращают на выходе. Ценные вещи и наличные деньги можно оставить в арендованном сейфе на ресепшене аквапарка. Аттракционы в аквапарке все бесплатные. При выходе из аквапарка можно будет выкупить фотографии сделанные местными фотографами, цены недешевые, но можно поторговаться (в Турции торговаться можно везде, даже если есть ценники и даже если на ценнике уже указаны скидки). Если вам нравиться испытывать чувство свободного падения и плюхаться на скорости в бассейн, то бодрумский аквапарк идеальное место для вашего отдыха.
В выборе следующей экскурсии мы разделились на два лагеря. Женская половина хотела поплавать в море с дельфинами, а мужская - спуститься по горной речке на лодках. В итоге пришли к консенсусу - поделились на две группы. Рано утром, взяв с собой сухой паек в Амадеусе, мы отправились на рафтинг. Ехали долго, по пути останавливались перекусить в придорожной забегаловке. На этой же остановке в магазинчике можно было прикупить сувениров и мелких вещей. Он располагался далеко от курортной зоны и цены здесь были меньше в разы. Затем опять долго ехали, и на какой-то бензоколонке пересели в старенький микроавтобус без кондиционера и с обшарпанными сидениями. Как выяснилось потом, эта пересадка была вызвана тем, что современные экскурсионные автобусы, на которых нас привезли, дальше отказывались ехать из-за плохой разбитой дороги в гору. Дорога, в самом деле, была тяжелой, и мы измученные жарой и пылью наконец-то добрались до лагеря, в котором перекусили нехитрой закуской, пока на наши старенькие микроавтобусы грузили резиновые лодки. Облачившись в спасательные жилеты и защитные шлемы, мы налегке (вещи оставили в лагере) отправились к отправной точке нашего спуска. Ехали снова в гору и снова долго. По пути проехали по мосту необычной формы, построенному то ли древними греками, то ли древними римлянами.
Добравшись до нужного места, спустили лодки на воду. Инструкторы разбили нас на группы, и после инструктажа по технике безопасности и небольшого практического занятия по поведению на воде, мы отправились в путь. В лодке было по восемь туристов и один инструктор, он же рулевой, на корме. Для закоренелых рафтеров наше путешествие, конечно, представилось безобидным спуском, а для нас, чайников, все было очень даже интересно. В начале путешествия инструктор спросил, хотим ли мы экстрима, мы вежливо отказались и за все время наша лодка ни разу не перевернулась. Другие же экипажи регулярно переворачивались за милую душу. В пути было несколько остановок. Первую остановку мы сделали возле источника, бьющего прямо из скалы на берегу реки. Вода была холодной, кристально чистой и очень вкусной. Дальше остановились, чтобы выйти на берег и пройти по суше метров сорок, пока инструкторы перегоняли лодки через опасные и трудные пороги. Третья остановка была возле скалы, нависшей на 3-4 метра над водой. Уровень воды в реке был достаточным, чтобы спрыгнуть в нее со скалы, что все с удовольствием неоднократно сделали. Сам спуск продолжался около двух, двух с половиной часов. Помимо остановок еще заплывали в небольшую пещеру, разглядывали замысловатые скалы на берегах, и за метров сто, сто пятьдесят до финиша мы спрыгнули в реку, и горное течение потащило нас вниз. Это было логическим завершением нашего спуска по реке Даламан. Погрузив лодки на наши старенькие микроавтобусы, мы вернулись в лагерь, где наш ждал небольшой ужин. За то время, пока мы перекусывали, инструктора скомпоновали и смонтировали ДВД-диски: один с фотографиями и один с видеоклипом. Диски можно было купить, как оба сразу, так и по отдельности. Рафтинг нам понравился, и мы в память о нем купили оба диска. Уставшие и довольные мы опять-таки с пересадкой в наши современные автобусы с кондиционерами вернулись в отель WOW. Наши девушки уже ожидали нас. Оказалось, что их экскурсия была недолгой.

Описание плавания с дельфинами, написанное Назгулей.
В один из прекрасных дней отдыха в Турции собрались мы женской половиной плюс ребенок (т.е. Назгуль, Айгуля и Ильясик) поплавать с дельфинами, а мужская половина отчалила с утречка ни свет, ни заря на экстрим-плавание на байдарках, дабы поднять адреналин в крови. Стоила нам эта поездка 110 долларов с человека, конечно жадность давила, но лозунги: "живем один раз" и "гулять, так гулять" слились воедино и не дали нам отказаться от такой заманчивой поездки. Путь вышел недолгий, всего минут двадцать, тем более, учитывая то, что пейзаж был необыкновенным и завораживал пассажиров, с одной стороны тянулись горы, с другой - море. Остановились мы прямо у дороги, откуда было понятно, что уже приехали мы на место назначения. Спустившись вниз к морю, мы увидели, что как такового отдельного дельфинария нет, а есть просто огражденный участок прямо в море и пирс, выходящий на данный участок моря. На данном пирсе виднелось скопление людей, что повествовало о том, что нам видимо нужно будет немного подождать прежде, чем окунуться в воду с этими диковинными безобидными животными. Хотя наши страхи об очереди были напрасны, так как прямо перед нами уже очередь постепенно рассасывалась. Мы с интересом смотрели на плавающих дельфинов, кстати, их было двое, и на реакции людей испытавших удовольствие кататься на них. В лицах маленьких детей можно было прочитать страх и восхищение одновременно, взрослые же сопровождавшие детей, боялись вдвойне, так как не каждый день встречаются с такими животными и не могут предугадать ни реакции детей при катании, ни дельфинов. Местный инструктор по дельфинам, как ни странно был русским, и сразу предупреждал катающихся, что необходимо вытянуть руки и расслабить тело, при этом они с ведерочка, подкармливают дельфинов. Уже при наблюдении со стороны, у нашей счастливой троицы нарастало возбуждение от происходящего вокруг.
Вот наступила и моя очередь погружаться в воду. Конечно, вместе с возбуждением был и страх перед "огромной рыбиной", в мыслях в какие то доли секунды, пока твоя нога опускается в воду, мелькает: а вдруг…а вдруг…, но ты решительно погружаешься далее в воду. Держась в воде как поплавок, я по велению инструктора выжидаю дельфина, который должен любезно согласиться покатать меня на своей спине. Вот подплывает ко мне дельфин и выжидает пока, я схвачусь за его плавник. Хватаюсь за плавник, тут инструктор бросает дельфину корм с ведерочка в виде кусочка рыбы. Тут меня, совершенно неожиданно, несет дельфин, стартанувшй с места в сторону корма, а вокруг плавали очень много маленьких рыбешек, которые тоже пытались соревноваться с дельфином по ловле корма. Держась за плавник дельфина, ощущаешь всю мощь и вес "чудища". Я как человек, впервые увидевший воочию и тем более катавшийся на нем, даже не задумывалась о том, что оказывается кожа дельфина холодная, скользкая и гладкая. Хотя при таком описании мной дельфина друзьям, они хором надо мной посмеялись))) говоря, а каким ему быть, если он холоднокровный. Поражала скорость дельфина, плавник, резко рассекал воду, которая попадала прямо в лицо, трудно было дышать, не заглатывая эту соленую морскую воду, приходилось еще и успевать отплевываться и следить за курсом дельфина, ведь он мог также резко и круто повернуть, где была опасность просто слететь с плавника. В одном из выпадов для ловли корма, дельфин вдруг резко уходит под воду, и я отпускаю плавник, при этом пытаясь все-таки вернуть непослушного дельфина на поверхность воды))). Вот я осталась болтаться в воде как поплавок, ожидая всплытия дельфина. Самое тревожное было именно ожидание, ведь ты не можешь предугадать, где он может всплыть, а еще такое чувство возникло из-за историй, рассказанных накануне добрым другом Валиханом, который, предупредил нас, что дельфин любит носом лезть между ног людей. Конечно, смешно вспоминать, но тогда было не очень смешно потому, что сама представляешь, как дельфин всплывает и при виде пары бултыхающих в воде ног решит вдруг поиграться с ними, или укусит вообще. К счастью он всплыл подальше от меня и покорно ждал своего "седока". Со стороны создается впечатление, что дельфины приучены к тому, что кормят их только, когда они сажают на себя людей, вот и приходится катать им… Само катание занимает всего 6 минут, хотя, конечно, было обещано 8 минут, но я думаю и 6 минут было достаточно для таких эмоций и впечатлений, которые мы получили во время пребывания в воде с удивительными дельфинами. По окончании нашего плавания, нам предложили купить у них фотографии, которые были сделаны их фотографом во время нашего плавания. Стоимость каждой фотографии составляла 10 долларов за 1 фото, а диск со всеми сделанными фото стоил 60 долларов, не долго думая, мы приобрели диски. Счастливые и набравшиеся эмоций мы выехал обратно в отель.

Последняя экскурсия, как было сказано выше, было морское путешествие на яхте. Здесь было все как обычно, купание в открытом море, рыбалка с яхты, безмятежное покачивание на волнах. Поразила чистота моря, дно с яхты было как на ладони, хотя глубина была метра три-четыре, если не больше. Нырять и плавать в прохладной чистой воде было очень приятно. Граница между Грецией и Турцией в этой части Эгейского моря проходила близко и были видны греческие острова. В самом Бодруме есть памятник, изображающий верхом на коне первого президента Турции Мустафу Кемаля Ататюрка, держащего веточку оливкового дерева в руке и смотрящего в сторону Греции, что символизировало стремление к дружеским отношениям с этой страной. Мустафа Кемаль провел в стране много важных политических и экономических реформ. И в честь его заслуг парламент Турции присвоил ему звание "Отец тюрков", что на турецком звучит как "Ататюрк".
Непосредственно в самом отеле WOW Bodrum Resort была масса развлечений. Каждый день команда аниматоров развлекала туристов: начиная с пляжного волейбола и дартса, и заканчивая живой музыкой и представлениями. В принципе, можно было даже не выходить из отеля, днем валяться на пляже или купаться в бассейне, а вечером, попивая коктейли, смотреть развлекательные программы. Здесь были и шоу на воде, и караоке на нескольких языках, и "турецкая ночь", и латиноамериканская музыка, и рок-н-ролл. А если кто-то из отдыхающих устанет от суеты и захочет отдохнуть в тишине и уединении, то на территории отеля имеется relax pool, находящиеся в некотором отдалении и окруженный тенью густых пальм. Поесть и попить можно практически круглосуточно, только не во всех барах присутствовали все напитки и коктейли. Но за небольшие чаевые официанты сбегают в соседний бар и принесут полюбившийся коктейль или незатейливую закуску. После полуночи в специальном помещении начинала работать вполне приличная дискотека со всеми прибамбасами: ди-джеем, светомузыкой, спецэффектами. А в один из вечеров команда аниматоров устроила настоящую пенную дискотеку прямо на волейбольной площадке на пляже, которой предшествовали веселые конкурсы и эстафеты. В рамках "турецкой ночи" прямо возле бассейна была развернута ярмарка, на которой можно было приобрести разные сувениры и подарки. Развлекательная программа в отеле была разнообразной и насыщенной. Немного напрягал обслуживающий персонал своим недоброжелательным отношением к туристам, но в целом отдых в Турции получился неплохим.