Тунис, 2003

 Перелет на Турецких авиалиниях чистого полета занял 9 часов. 6 часов из Алма-Аты в Стамбул и еще три часа до города Туниса. В общем, это был обычный полет, за исключением того, что это первый мой вылет в дальнее зарубежье. Пролетая над Стамбулом, меня поразило огромное количество мечетей, практически в каждом третьем квартале была своя мечеть. 
Тунис представляет собой государство в Северной Африке на побережье Средиземного моря. Форма правления – президентская республика. Причем власть президента практически неограниченна. Очень показателен в этом контексте пример с "мажорными" детьми. Как-то раз на продаже наркотиков попались дети высокопоставленных тунисских чиновников, и под личным контролем президента они были все осуждены, и даже на скамью подсудимых сели те из чиновников, кто пытался "отмазать" своих нерадивых сынков. Этот показательный случай и несколько публичных казней особо опасных рецидивистов практически искоренили преступность в Тунисе.
Денежная единица в Тунисе динар, и состоит она не из ста, а из тысячи миллимов. Сами монеты очень крупные и тяжелые и их очень любит обслуживающий персонал. Из-за ошибки туристического агентства, забронировавшего отель на семь суток вместо десяти, нам пришлось жить в двух разных отелях. Обслуживание в них отличалось как небо и земля, хотя стоимость проживания была примерно одинаковая. К сожалению, в хорошем отеле нам пришлось жить всего два дня. Простой пример: в первом официанты ходили в грязной помятой одежде, а во втором – в отутюженной униформе. Контрастность в Тунисе была не только в обслуживании. Вся страна является примером контраста: на севере Тунис - это вереница райских пляжей, а на юге – самая большая в мире испепеляющая пустыня Сахара.
Тунисом, более известным в древнем мире, как Карфаген, поочередно владели все крупные античные мировые империи: Римская, Османская (турки), Византийская (греки) империи, испанцы, арабы. Как часть Римской империи, Карфаген в свое время был разграблен варварами. Коренному населению Туниса – берберам очень надоели эти бесконечные войны, и они ушли в неплодородную глубь страны и стали жить в пещерах. Последней метрополией Туниса была Франция, поэтому государственный арабский язык содержит в себе французские слова. Да и сам французский язык очень популярен и его знают многие тунисцы. От Франции также достались винные заводы с первоклассными виноградниками, и Тунис производит замечательные французские вина под лейблом "made in Tunisia". Хотя в мусульманском Тунисе алкоголь находится в опале и практически нигде не продается за исключением специализированных магазинов или специальных отделов в крупных супермаркетах. Здесь все снимают стресс или расслабляются при помощи кальяна.
При покупке чего-либо с рук всегда нужно торговаться, можно легко сбросить цену в два-три раза. И, договорившись о цене, нужно дать именно ту сумму, о которой договорились, потому что аборигены могут посчитать это как подарок и не вернуть сдачу. Хотя во всем остальном тунисцы незлобный и приветливый народ, к туристам относятся очень дружелюбно.
Земли на севере Туниса плодородны и способны давать урожай несколько раз в год. Особенно хорош климат для выращивания оливок и маслин. Здесь я узнал, что маслины и оливки это на самом деле плоды одного дерева, только собранные в разное время. Также хорошо растут в Тунисе финики, которые, как говорят, благоприятно влияют на мужскую потенцию.
В Тунисе мы побывали на трех экскурсиях. Первая была в столицу Туниса, город Тунис. Вторая – путешествие по Средиземному морю на стилизованном под старину корабле, третья – двухдневное путешествие по Тунису, которое скромно называлось safari, потому что основным коньком ее была езда на джипах по пересеченной местности.
Начнем по порядку. Тунис, как было сказано выше, имеет многовековую историю. И вследствие этого факта имеет на своей территории огромное количество развалин и других памятников, относящихся к разным пластам своей многоликой истории. Не знаю кому как, но мне было интересно ходить по улицам города Карфагена, по которым ходили люди много лет назад. А в музее мозаики были выставлены настоящие фрески и скульптуры, украшавшие дома древних городов. Короче, разномастной старины в Тунисе хватало выше крыши.
Также мы побывали в так называемом городе ревнивцев, в которых окна были сделаны так, чтобы с улицы невозможно было разглядеть обитавших в доме женщин. Ну что поделать, древним тунисцам не был знаком секрет тонировки. :)
В морском путешествии гвоздем программы была рыбалка в открытом море. Но сначала мы долго плыли к "необитаемому" острову, где нас ждал обед из даров моря и затем послеобеденный релакс на пляже. Местный абориген продемонстрировал пойманных осьминогов, которых он положил себе на лицо и грудь. Особо любопытные туристы брали их на руки, некоторые даже одевали их себе на шею и грудь. Хотя лично мне было жалко осьминожек, которые мучались от жары и чрезмерного к ним внимания.
После обеда тучи над пляжем стали сгущаться. Что, кстати, для Туниса обычное явление. Почему-то после обеда погода зачастую портилась, и обычно после пяти уже было довольно темно, и купаться было некомфортно. Даже не знаю, это особенность всего Туниса или мы просто попали в такой сезон. Ну так вот, когда мы стали собираться в обратный путь заморосил небольшой дождик. А вот когда уже мы выплыли в открытое море, начался сильный дождь, и качало наше судно весьма чувствительно. Когда очередная высокая волна заливала нас по пояс, мы издавали полувосторженно-полубоязненный возглас. Команда не проявляла никаких признаков беспокойства (может потому, что рубка находилась высоко над палубой?), что в какой-то мере умиротворяюще действовало на пассажиров. Где-то в середине пути они надели маскарадные маски и устроили карнавальные пляски на утеху туристам. Эта театрализованная импровизация в свободном стиле окончательно успокоила замерзающих пассажиров.
Когда пришло время рыбалки, капитан выключил двигатель, матросы пошли доставать удочки, но тут случилось неожиданное. Все дружно заявили, что отказываются от рыбалки, скандируя, как на митинге, "no fish!". И только один парень с надеждой спросил "а может все-таки fish?". Но его голос утонул в общем гуле протеста. Короче, не те попутчики нам достались, и пришлось нам не солоно хлебавши возвращаться в свой пионерлагерь.
А теперь настало время самого запоминающегося тура. Первым местом, которое мы посетили, был Колизей. Это был самый молодой, ну просто мальчик-одуванчик, Колизей. И он даже был действующим по сегодняшний день. Не то, чтобы в нем проводили бои гладиаторов, это просто детские шалости в сравнении с нынешним телевидением и Расселом Кроу. Просто тунисский Колизей является местом проведения ежегодного фестиваля симфонической музыки. "У Лучано Паворотти тенор хороший, как запел – пол-Колизея рухнуло" – пошутил наш гид. Кстати, гид нам попался очень образованный, хорошо знающий русский язык и с отменным чувством юмора. Зовут его Наср. В арабском языке это имя не склоняется, а вот в русском оно склонялось легко: "Пойду к Насру, пойдем с Насром". :)
Колизей представляет собой монументальное многоярусное сооружение с лабиринтом-подвалом. Очень впечатляет, учитывая, что построено оно было на заре новой эры, когда не было всяких там кранов и бетономешалок. Так как построен он был одним из последних, в нем были введены все современные на тот момент ноу-хау и учтены все предыдущие ошибки и просчеты. Путешествующие римские вельможи и просто богатые люди останавливались в нем, чтобы лицезреть не только бои гладиаторов между собой и с дикими зверями, но и целые баталии на воде.
Сахара является самой большой и самой величественной пустыней планеты. Куда не кинь взор, везде простирается желтое море песка. Песок напоминает пудру, до такой степени малы его песчинки. Пожалуй, математики еще не придумали таких чисел, способных выразить количество песчинок, да, наверное, не одна технология и не способна пересчитать все песчинки на девяти миллионах квадратных километрах, даже если бы они не забивались в рот и уши.
Нам выдали одежду бедуинов, которая на местном языке зовется "жопа" и определенным образом повязали платок на голову. "Теперь мы в жопе" – констатировал гид Наср, и показал под одобрительные возгласы как садиться и слазить с верблюда. Затем мы не спеша углубились в Сахару на полтора-два километра. Управлять верблюдом просто: потянул поводья, верблюд остановился, ослабил – пошел. Никаких тебе педалей, никаких тебе коробок передач, не жрет бензин (только что-то постоянно жует) и экологически чистый вид транспорта. Чего не скажешь о картинге, который был устроен тут же неподалеку. Конечно, по асфальтированной или бетонной трассе гонять на машинках более комфортно, но разве можно пожалеть десять динар, чтобы потом, проходя мимо картинга дома небрежно бросить: "Это что? Вот по Сахаре это ого-го!".
Нельзя не упомянуть об отеле. Во-первых, он был расположен на самом краю пустыни, а, во-вторых, либо был стилизован, либо на самом деле был старой крепостью, потому что имел бетонные стены, каменное возвышение вместо кровати и маленькие зарешеченные окна. Но придя в отель, мы сняли "жопы" и с удовольствием заснули после насыщенного экскурсионного дня.
На следующий день проснулись мы очень рано. Связано это с тем, что до восхода солнца мы должны были доехать до долины миражей и, собственно, их там наблюдать. Лично я все это благополучно проспал в автобусе, но другие люди говорят, что что-то видели. Ехали мы по дну высохшего соленого озера, которое время от времени появляется вновь. С одной стороны было то, что осталось от озера, с другой стороны было дно озера. Причем, если особо не вглядываться выпавшая соль очень напоминала собой поверхность воды. Из соли было много вылеплено фигурок, некоторые даже были выше человеческого роста.
Окончательно я проснулся, когда нас погрузили в джипы. Это и неудивительно, мы ведь сразу съехали с дороги. Вот так, чередуя дорогу с бездорожьем, мы доехали до Атласских гор, где посетили горный оазис и финиковый сад. Эти два места является показательным примером, когда в условиях тотальной жары небольшая речка, пробивающаяся из скал, способна дать жизнь вокруг себя целому ряду растений.
Пересев с джипов на наш мягкий автобус мы посетили ковровую фабрику, где нам продемонстрировали толстые берберские ковры. Дизайн ковра был прост: на белом фоне находился какой-нибудь бербербский символ, значение которого, увы, нам было непонятно. Наряду с берберскими продавались и классические ковры с национальным узором в виде, например, оливкового дерева.
К вечеру мы вернулись в наш отель полные ярких впечатлений от увиденного.
После поездки в Тунис я влюбился в Африку и в Тунис, в частности. Это был удивительный отдых, особенно поездка в Сахару, советую обязательно побывать там.

Кубаков Ержан. Сентябрь 2003г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий