Публицистика

Умри счастливым.
Посмотрел недавно два фильма, имеющих схожие сюжеты. Один немецкого производства, второй - американского. Между фильмами разрыв в 10 лет. В обоих фильмах двое взрослых мужчин узнают о близкой смерти и хотят прожить остаток жизни "в свое удовольствие". Речь идет, как вы догадались, о фильмах "Достучаться до небес" (1997) и "Пока не сыграл в ящик" (2007). Сюжеты очень похожи, но в реализации много различий. Например, в первом фильме у героев есть четкая и ясная цель - увидеть море, во втором цели размыты. Я думаю, это обусловлено разницей во взглядах на жизнь, в мировоззрении и в том, что называется красивым и модным словом "менталитет". Если в первом фильме героям пришлось решать проблему нехватки денег криминальным путем: ограбления банка и бензоколонки, но в конце фильма они все-таки возвращают награбленное, то во втором авторы просто выводят одного из умирающих героев в качестве миллиардера, что решает все вопросы с финансированием. Никакого криминала.

Семейные взаимоотношения также освещены по-разному. Семейный аспект в первом фильме представлен эпизодически - в качестве подарка розового кадиллака матери героя Тиля Швайгера, который он делает несмотря на преследования гангстеров и полиции. Во втором фильме семейный аспект представлен более масштабно, можно даже сказать, что это одна из основных составляющих сюжета американского блокбастера, и являет собой противопоставление заботливой жены и троих детей героя Моргана Фримана с одной стороны и несколько разводов и ссоры с дочерью у героя Джека Николсона с другой.

В немецкой версии героям достаточно совместно распить бутылку текилы, а в американской версии Николсону приходиться эмоционально убеждать Фримана, который совсем не желает отрываться от семьи и отправиться навстречу приключениям. Если первый фильм больше воспринимается как трагикомедия, то второй - как поучающая сага с идиализированным героем Моргана Фримана. Но в обоих фильмах один герой, и это очевидно, является противоположностью другого, но которых объединяет смертельный диагноз.

Давайте попробуем включить воображение и представить как будут вести себя двое умирающих героев в реалиях казахстанской действительности. Так как по закону жанра они должны быть противоположны друг другу, то пусть это будут труженник села и топ-менеджер из крупной корпорации. Они, как и в предыдущих фильмах, знакомятся в больничной палате и после того, как им ставят смертельный диагноз, немного выпивают и рассказывают друг другу о той жизни, о которой мечтают. Оказывается, что селянин всю свою жизнь мечтал стать большим басеке, порулить крупным коллективом, а топ-менеджер мечтает жить размеренной жизнью в деревне, вставать рано утром с первыми петухами, собирать урожай, разводить кроликов и овечек. Соответственно, они решают поменяться ролями, чтобы перед уходом в мир иной пожить как они хотят.

Бывший колхозник получает в свое распоряжение большой кабинет с помощником и секретаршой, готовыми выполнить любое его поручение, служебный автомобиль с личным водителем и огромную квартиру, в которую он перевозит всю свою большую семью.

Топ-менеджер живет в ауле в деревянном доме с палисадником. Пьет родниковую воду из колодца и кушает здоровую пищу, выращенную на собственном огороде. Собирает кислый крыжовник из своего сада.

Оба, чтобы подвести итоги своей земной жизни, заказывают хвалебную автобиографическую статью в популярном журнале и в честь этого закатывают большой той. Первый умирающий тем самым предстает перед корешами в новом социальном статусе, а второй удивляет своих друзей-олигархов новым, простым образом жизни без трюфелей и устриц.


Через некоторое время оба устают от несвойственной им жизни, берут отпуск и летят отдыхать в Турцию. Первый никогда не отдыхал за границей и ему, в принципе, все равно куда лететь. Второй устал убирать навоз за коровами и хочет уехать куда угодно лишь бы немедленно, а, значит, в Турцию. Там они встречаются снова и решают восстановить "статус кво". По возвращению на Родину радуются тому, что вернулись в привычную среду и живут еще долго и счастливо потому, как смертельный диагноз оказывается ошибочным. )))

О казахстанском хоре.
Будучи студентом я проходил практику в одном из подразделений Казахтелекома. Мне было реально интересно изучать современное на тот момент телекоммуникационное оборудование. Но практика запомнилась не только полученными полезными знаниями, но такой, казалось бы, обычной работой как погрузка-разгрузка оборудования. Был в том подразделении один персонаж - заведующий складом, который в тот день хотел перевести на служебном грузовичке  какие-то свои вещи, точно не помню, ну, например, шкаф. Но грузовичок был занят, и зав.складом нас время от времени подгонял словами: "Ребята, давайте, поторопитесь, общее дело ведь делаем". Через некоторое время один из инженеров не выдержал и на очередную его реплику об "общем деле" невозмутимо спросил: "Какое у нас с тобой общее дело? Тебе шкаф перевезти что ли?"
Как-то в интернете читал то ли байку, то ли действительный факт о том, как немецкий дирижер после совместной работы с казахстанским музыкальным коллективом заявил, что казахи никогда не скатятся в фашизм, так как не умеют петь хором. Быть фашистом, конечно, плохо и на лицо перебор с аллегорией, но слабая способность к совместным конструктивным действиям у большинства моих соотечественников очевидна.Не хочу искать каких-то одиозных причин и выводов типа "он путает государственных баранов со своими личными", но меня всегда коробит, когда отдельные, считающие себя хитрее и умнее остальных, личности, прикрываясь красивыми лозунгами типа "общего дела или общего блага", имеют, на самом деле, необузданное желание поиметь личную выгоду. Могу только порекомендовать выбирать более-менее правдоподобные лозунги, чтобы у посторонних наблюдателей не было повода отметить нашу не сплоченность, подобно тому как ее описал известный баснописец Иван Крылов в произведении "Лебедь, щука и рак".


Об эгоистаx.
В детстве, да, пожалуй и в юности, мне часто говорили, что "ты вырастешь эгоистом" или "ты ведешь себя как эгоист". Учитывая негативный оттенок слова "эгоист" меня такое мнение окружающих людей обо мне определенным образом напрягало и приводило в тупик. Но недавно я наткнулся на строчки И.С. Тургенева из романа "Рудин" : «...Есть три вида эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим, наконец эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают». Для большей наглядности позволю себе привести примеры по каждому из трех случаев и начну с последнего, в обратном порядке. Обратимся для этого к детской, знакомой всем, литературе.

3. "Сами не живут и другим не дают". Вспомним сказку А.С. Пушкина о золотой рыбке, в которой алчная старушенция никак не могла определиться со своими желаниями и мучила своего благоверного и волшебную золотую рыбку. Если старичок относился толерантно к прихотям своей не определившейся женушки, то рыбка такого беспредела терпеть не стала, и, как вы помните, все закончилось для обнаглевшей старушки печально. Другой расхожий пример - собака на сене, которая и сама не питается этой засушенной травой без витаминов, и другим домашним животным, парнокопытным и непарнокопытным, делать этого не дает.
2. "Сами живут и не дают жить другим". В этом случае приходит на ум русская народная сказка о каше из топора. В ней другая зажравшаяся старушенция не захотела покормить солдата, которому пришлось пойти на хитрость и сыграть на бабкином любопытстве, чтобы порадовать свое пузо и нарушить кислотно-щелочной баланс на ночь "кашей из топора". Если от сказок вернуться к действительности, то большинство мало мальски значимых чиновников можно отнести к этой категории.
1. "Сами живут и жить дают другим". Здесь уместна сказка Дж. Родари о мальчике с луковицей вместо головы - Чиполлино, который сам тащился и кайфовал по жизни, и помогал строить дом куму Тыкве. Или другой сказочный персонаж -  Буратино, мальчик из полена, который разгадал (чего он страстно желал) тайну золотого ключика, нашел кукольный театр и позволил своим куклам-кентубасам заниматься любимым делом.
В заключении приведу отрывок из оды Г.Р. Державина, дабы окончательно развеять сомнения, какое из определений слова "эгоист" мне импонирует больше всего:

Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого;
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого:
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.


О социальном статусе.
Думаю, не ошибусь, если напишу что те, кто бывал в Тургеньском ущелье, неподалеку от Алматы, заглядывали и на "рыбалку" в форелевое хозяйство. Слово "рыбалка" не спроста взято в кавычки, так как назвать настоящей рыбалкой ловлю большого количества рыбы в узкой протоке назвать сложно. Оголодавшая рыба клюет не только на хлеб, кукурузу и окурки, но и даже на пустой крючок. Однако, многие приезжают сюда, на такую попсовую рыбалку не только за тем, чтобы ощутить незабываемое чувство, когда рыба клюет, и не только за тем, чтобы подержать настоящую живую форель в рукаx, но и за тем, чтобы здесь же, на чистом воздухе, в живописном ущелье отведать свежопожаренную вкуснейшую форель.
Но прежде, чем вкусить лакомство, необходимо выстоять небольшую очередь в кассу, чтобы расплатиться за пойманную рыбу. Касса находится тут же, неподалеку, с молодым кассиром в окошке.В тот момент, когда парень-кассир с важным видом отсчитывал сдачу очередному клиенту, к нему подошла девушка, чистильщица рыбы, и попросила о какой-то услуге, требующей мужской силы, что-то вроде отнести тяжелые ящики. В общем, неважно о какой именно, более интересно как отреагировал парень-кассир на слова девушки: "Никогда больше не проси меня о таком, а то люди подумают, что я твой подчиненный".
На мой взгляд, это одна из проблем современного общества, когда молодые люди больше пекутся о том, чтобы кто-то не перепутал иx социальный статус, нежели о том, какую пользу они могут принести близким и окружающим. Если брать в более крупном масштабе, то уже в таком возрасте большинство хотят стать большим "басеке" со всеми внешними атрибутами и сопутствующим антуражем. На мой взгляд, такая тенденция губительна и приведет к тому, что все станут начальниками, а кто же тогда будет работать?


О тимбилдинге и пропаганде.
День седьмого ноября – красный день календаря. В советское время считался самым главным праздником советской империи. Проводился военный парад как демонстрация мощи военно-промышленного комплекса Советского Союза. Честно говоря, было чем гордиться.
Затем колоннами шло гражданское население, размахивая красными флажками и транспарантами с ликами вождей. Дети несли воздушные шарики. Своеобразный советский тимбилдинг в масштабах всей страны. Вопрос «Ты идешь на демонстрацию?» был неуместен. В принудительном порядке люди участвовали в этом грандиозном карнавале, призванном показать всему миру сплоченность и благополучие страны Советов. А если кто сомневается и вынашивает коварный план, то, как говорится, «Наш бронепоезд готов на запасном пути».
Папа зачастую брал меня на подобные шествия трудящихся, как на ноябрьские, так и на майские. Воодущевленные граждане, подходя к трибуне, кричали «Ура!», а сверху их приветствовало партийное, советское и военное руководство, время от времени помахивая рукой. Обычно перед трибуной стояла камера, которая в прямой эфир вещала о происходящем на главной площади города. Однажды я попал в объектив камеры, которая растиражировало мое радостное изображение крупным планом по всем «ящикам» страны. Как следствие, вечером того же дня я был мегапопулярен в своем дворе и даже в некоторых смежных дворах. Знакомые и друзья считали своим долгом упомянуть, что они видели меня по телевизору. Слава пришла неожиданно, а на следующий день улетучилась, не оставив никого следа. Вот так на несколько часов я ощутил себя Настоящей Звездой.
В детстве читал книжку, главным героем которой был некий буржуй, ненавидящий цифру семь и коммунистов. Когда он узнал, что советская революция случилась седьмого ноября, его это взбесило, и он, по-моему, но я точно не уверен, даже взорвался в прямом смысле этого слова от бешенства. Вот такая была активно промывающая мозг пропаганда, доходящая до абсурда, даже в детской литературе. Но, с другой стороны, научило не верить всему, что пишут в печатных изданиях. )))


Об участке картошки.
Полол как-то участок картошки, и кое какие аналогии явились в моем мозгу, в то время, когда тело находилось в "позе дачника". И вот какая картина мне представилась. Кусты картошки это законопослушные граждане, сорняки это криминалитет, насекомые это чиновники. Если не полоть (эту роль выполняют силовики) огород, то сорняки-уголовники захватят огород. Сорняки бывают разных видов: обычные, которых легко идентифицировать и ликвидировать, и вьюны, типы повелики, которые имеют гибкий стебель и трудно находимый корень. В данной "картофельной метафоре" первые это обычные уголовники, а вторые это члены организованной преступной группы, ОПГ. В реальной жизни, чтобы ликвидировать ОПГ нужно попотеть больше, чем вырывать отдельный сорняк.
Насекомые-чиновники тоже бывают двух видов: полезные, деятельность которых прямо или косвенно способствуют процветанию кустов картофана, и вредные, которые жрут листья, корни и другие части здоровых растений, постепенно превращая их в чахлые кустики.
С описательной частью закончено, теперь перейдем к сравнительной. Если власти (хозяева огорода) заинтересованы в хорошем урожае, они отправляют работников-силовиков полоть огород, избавлять его от сорняков и вредных насекомых. Бандитам и коррупционерам трудно выживать там, где с ними борятся и уничтожают.
Если власти не заинтересованы в культивировании полезных растений, то огород гибнет от разгула криминала и чиновьего беспредела. Участок со временем зарастает полынью и забрасывается, и его может захватить другой, более расторопный хозяин.
Существуют огороды, хозяева которых в силу разных причин, создают оазисы полезных растений, отдавая на откуп вредителям и паразитам дальние участки. Проекция на реальную жизни: крупные города контролируются властью, провинция - местными князьками.

А. вывод прост и тривиален: физический труд полезен в любых его формах и проявлениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий